Звук "ш", буквы Ш, ш
Цели: познакомить детей со звуком "ш" (согласный, твердый, глухой); учить делать самостоятельные выводы по теме; прививать интерес и любовь к русскому языку; развивать внимание, мышление, память, воображение; воспитывать аккуратность, любовь к предмету.
ХОД УРОКА:
У. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют учителя нашей школы. Давайте их поприветствуем.
Д.
"Здравствуйте!" – ты скажешь человеку. "Здравствуй!" – улыбнется он в ответ. И наверно не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет.
У. Сегодня на уроке обучения грамоте мы познакомимся с новым звуком. Но сначала нам надо вспомнить - в чем отличие звуков от букв.
Д. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.
Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.
У. На какие две группы делятся все звуки русского языка?
Д. Звуки делятся на гласные и согласные.
У. В чем отличие гласных звуков от согласных?
Д. При произнесении гласного звука выходящий изо рта воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.
Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
У. Молодцы!
У. Сейчас мы будем говорить о новом звуке. И поможет нам в этом музыка из известного и любимого вами мультфильма.
Дети слушают музыку.
У. Кто вспомнил автора сказки, по которой написана эта замечательная песня?
Д. Эта музыка из мультфильма "Крокодил Гена и его друзья" по сказке Эдуарда Успенского.
У. Ребята, назовите героев сказки "Крокодил Гена и его друзья".
Д. Это – Чебурашка, девочка Галя, лев Чандр, старуха Шапокляк, крыска Лариска и др.
Учитель выставляет на доску рисунок с изображением старухи Шапокляк.
У. Вот эта героиня сегодня у нас на уроке. Но вы не пугайтесь ее. Безобразничать она не будет. Мы объясним ей об одном замечательном звуке ее имени и может быть она заинтересуется этой работой и станет немного умнее и добрее. Но сначала скажите, кто из вас знает, что обозначает слово "шапокляк"?
Шапокля́к (фр. chapeau claque, от chapeau [шапо] — шляпа и claque [кляк] — шлепок, удар ладонью) — мужской головной убор, разновидность цилиндра, отличающийся тем, что его можно было складывать У. Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи?
Д. Это звук "ш".
У. В имени какого героя есть этот же звук?
Д. Это – Чебурашка.
У. В какой части слова мы его слышим?
Д. Этот звук слышится в середине слова.
У. Ребята, а кто попробует назвать слова, в которых звук ш слышится в конце слова?
Д. Шалаш, фарш, морж, еж и др.
У. Хорошо. Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук "ш", который обозначается буквами Ш, ш. Посмотрите, как эту букву изобразил веселый художник. (На доске появляется рисунок с изображением забавной буквы Ш), а поэт Светик из произведения Н.Н.Носова "Незнайка в солнечном городе" написал вот эти стихи:
"Когда у расчески три зуба осталось, Тогда буква Ш над ней посмеялась".
У. На доске записаны две буквы Ш. Одна заглавная, другая маленькая. Почему звук один, а буквы две?
Д. С заглавной буквы мы будем писать имена собственные и первую букву в предложении, а остальные слова напишем с маленькой буквы.
У. Хорошо.
У. Я вам буду называть слова, а вы должны определить с какой буквы они пишутся. Если с заглавной, то вы встанете на мысочки, если с маленькой – присядете.
Учитель называет слова: книга, Галя, друзья, Чандр, крыска, старуха, Гена, крокодил, Шапокляк, Успенский, лев и др.
У. Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Д.
Имена, фамилии, Клички, города – Все с заглавной буквы Пишутся всегда"
У. Произнесите звук "ш" и определите какой он – гласный или согласный?
Д. Этот звук согласный, потому что он не тянется и воздух при произнесении встречает преграду.
У. Верно. А если мы оглушим звук "ж", то какой звук услышим?
Д. Мы слышим звук "ш".
У. Значит, сделаем вывод – какой звук "ш" – звонкий или глухой?
Д. Глухой и шипящий.
У. Давайте попробуем выяснить еще один признак этого звука. Каким он может быть твердым или мягким?
Д. Этот звук твердый.
У. Правильно. Звук "ш" – согласный, глухой, всегда твердый.
Учитель выставляет карточку с буквой "Ш" в ленту звуков и букв.
У. Теперь давайте сделаем фонематический разбор слова Шапокляк.
С помощью учителя дети составляют схему слова, используя красные, синие, зеленые круги, которыми обозначают гласные и согласные звуки, делят слово на слоги и ставят ударение.
На доске таблицы:
ША ШО ШИ ШУ ШЕ |
АШ ОШ ИШ УШ ЕШ |
Эти таблицы дети читают в разных режимах: громко, тихо, от тихого чтения – к громкому, от громкого – к тихому, в разбивку и т.д. Можно вызвать к таблице детей, чтобы те командовали чтением.
- У. Очень хорошо. Ребята, Шапокляк всегда ставила героев сказки в неудобное положение. Вот и вам она приготовила трудное задание. Надо составить слова из букв: Ш Ш К. Между этими буквами необходимо вставить гласные буквы. Какие слова у вас получатся?
Д. Шишка, шашка, шашки, шашки.
У. Попробуйте прочитать зашифрованные слова на странице учебника:
Ш Л Ш, Ш П В Н К, Ш П К Л К, Б Ш М К.
Д. Шалаш, шиповник, Шапокляк, башмак.
Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь. Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте, Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку. Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните, Все в порядок приведем И читать, друзья, начнем.
У. А теперь работаем со скороговорками.
Дети читают скороговорки из учебника и пытаются произнести их быстро.
У. Ребята, как вам кажется, почему старуха Шапокляк такая вредная?
Д. У нее нет друзей, она не читает хороших и добрых книг, она никогда не училась в школе, ее никто никогда не жалел и т.д.
У. А давайте представим ее смешной и веселой. Для этого попробуем изменить ее внешний вид. Подберите слова со звуком "Ш", обозначающие одежду.
Д. Шуба, шапочка, шарф, варежки, туфли на шпильке, шерстяные носки, шелковый платочек в руке и т.д.
У. Посмотрите, какая забавная у нас получилась Шапокляк. Ей наверное нравится ее новая одежда и она кажется улыбающейся.
Учитель выставляет картинку с изображением старухи Шапокляк, представленную детьми.
У. А если бы она училась в нашем классе, как бы она отвечала бы на вопросы по уроку? Только вопросы буду задавать я, а отвечать на них будете вы.
– С каким звуком мы познакомились на уроке? – Дайте характеристику этому звуку. – Какие слова называются родственными? – Какие слова являются односложными, двусложными? – Как определить количество слогов в слове?
У. Молодцы. Шапокляк ответила бы так же. Я думаю, что в конце урока ей можно преподнести подарок, о котором вы узнаете, отгадав загадку:
Я и красный и зеленый, Я и голубой и черный. Только лишь надуй меня, Улечу я в небеса.
Д. Это – воздушный шарик.
У. Кто догадался, почему именно этот предмет мы ей сегодня подарим?
Д. Потому, что он начинается на букву "Ш", с которой начинается имя старухи. Потому, что именно его подарили герои сказки, чтобы Шапокляк улетела далеко. Но у нас она стала умнее и ей, наверное, понравилось учиться в школе и она еще захочет побывать у нас на уроках.
У.
Вот уроку и конец, А кто работал – молодец.
Просмотров: 529