Литературное чтение 3 класс Русские народные песни
Тема. Русские народные песни.
Цели:познакомить учащихся с русскими народными песнями, лирическими и шуточными народными песнями; показать обращение народа к силам природы; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному творчеству.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте текст на доске.
Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или сена клок,
Или вилы в бок.
— Прочитайте медленно, жужжащим способом.А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.
— Прочитаем с ускорением. Начнем медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Ребята, как вы думаете, что мы сейчас с вами прочитали? Правильно, это колядка.
- А что означает это слово? (Предположения детей.)
Колядка, или колядная песня, — новогодняя торжественная песня — величание в честь хозяев дома. Колядовщики — певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.
— Какой раздел мы будем изучать? (Раздел «Устное народное творчество».)
— Что мы относим к устному народному творчеству? (Загадки, поговорки, пословицы, песни, сказки.)Наш урок мы посвящаем русским народным песням.
IV. Работа по теме урока
- Чтение материала учебника и беседа
— С чтения какой песни мы начали урок? (Колядки.)
— Сейчас узнаем о других песенках. Откройте с. 14 учебника. Прочитайте текст о русских народных песнях.
— Приведите примеры русских народных песен. Какие они бывают? (Есть колыбельные песни, песенки-потешки, заклички, шуточные и плясовые.)
— Как понимаете значение слова «заклички»? (От слова «кликать», значит, звать.)
— Прочитайте заклички в учебнике на с. 14—15.
— В какое время года пелась каждая из песенок?К кому обращаются дети в этих песенках?
Лукошко — небольшая корзинка из лубка или прутьев, коробок.
V. Физкультминутка
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.
VI. Продолжение работы по теме урока
- Самостоятельное чтение учащихся
— Молодцы! Сейчас сами прочитайте песню о лебедушке на с. 15—16.
— Какая мелодия больше соответствует песне о лебедушке — веселая или грустная, напевная, протяжная или быстрая? (Ответы детей.)
- Словарная работа
Невзгодою - невзгода - горе, несчастье. Кликати— звать.
- Работа над выразительным чтением песни
— Чье чтение вам больше понравилось?
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
Домашнее задание с. 14-17, выразительное чтение песен
Просмотров: 507