Збицкая Ксения Сергеевна - учитель начальных классов

Актуально

Рубрики

Нормативно-правовая база

Литературное чтение 3 класс Русские народные песни

Тема. Русские народные песни.

Цели:познакомить учащихся с русскими народными песнями, лирическими и шуточными народными песнями; показать обращение народа к силам природы; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному творчеству.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

—  Прочитайте текст на доске.

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Или сена клок,

Или вилы в бок.

—  Прочитайте медленно, жужжащим способом.А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.

— Прочитаем с ускорением. Начнем медленно, затем с каждой строчкой будем увеличивать скорость.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

—  Ребята, как вы думаете, что мы сейчас с вами прочитали? Правильно, это колядка.

- А что означает это слово? (Предположения детей.)

Колядка, или колядная песня, — новогодняя торжественная песня — величание в честь хозяев дома. Колядовщики — певцы (чаще всего подростки) желали получить за пение подарки. Если хозяева скупились на подаяние, то их корили за скупость.

—  Какой раздел мы будем изучать? (Раздел «Устное народное творчество».)

—  Что мы относим к устному народному творчеству? (Загадки, поговорки, пословицы, песни, сказки.)Наш урок мы посвящаем русским народным песням.

IV. Работа по теме урока

  1. Чтение материала учебника и беседа

—  С чтения какой песни мы начали урок? (Колядки.)

—  Сейчас узнаем о других песенках. Откройте с. 14 учебника. Прочитайте текст о русских народных песнях.

—  Приведите примеры русских народных песен. Какие они бывают? (Есть колыбельные песни, песенки-потешки, заклички, шуточные и плясовые.)

—  Как понимаете значение слова «заклички»? (От слова «кликать», значит, звать.)

—  Прочитайте заклички в учебнике на с. 14—15.

—  В какое время года пелась каждая из песенок?К кому обращаются дети в этих песенках?

Лукошко — небольшая корзинка из лубка или прутьев, коробок.

V. Физкультминутка

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

VI. Продолжение работы по теме урока

  1. Самостоятельное чтение учащихся

—  Молодцы! Сейчас сами прочитайте песню о лебедушке на с. 15—16.

—  Какая мелодия больше соответствует песне о лебедушке — веселая или грустная, напевная, протяжная или быстрая? (Ответы детей.)

  1. Словарная работа

Невзгодою - невзгода - горе, несчастье.       Кликати— звать.

  1. Работа над выразительным чтением песни

—  Чье чтение вам больше понравилось?

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

Домашнее задание с. 14-17, выразительное чтение песен

Просмотров: 507