Збицкая Ксения Сергеевна - учитель начальных классов

Актуально

Рубрики

Нормативно-правовая база

Литературное чтение. 3 класс Введение. Знакомство с учебником

Урок 1. Введение. Знакомство с учебником

Цели: познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с системой условных обозначений, с содержанием учебника, со словарем; обобщить знания, полученные па уроках литературного чтения во 2 классе; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться в учебнике и его системе условных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание раздела.

Оборудование: выставка книг, любимых детьми данного клас­са; магнитная азбука (из нее составлено название учебника); у каждого учащегося: карточки с текстами и заданиями; новые учебники, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

  1. Работа с таблицами

—  Прочитаем все вместе, в медленном темпе.

—  Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)

—  Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией; с интонацией раздражения; восхищения; с веселой интонацией).

  1. Выразительное чтение

Кто чему научится

Чему первым делом

Научится кошка?— Хватать!

Чему первым делом

Научится птица?— Летать!

Чему первым делом

Научится школьник?— Читать!                  В. Берестов

—  Автор считает, что школьник научится читать. Но вы уже научились читать, знаете все буквы. Как вы думаете, что значит уметь читать?

—  Чему мы будем учиться на уроках?

III. Работа по теме урока

Знакомство с новым учебником

—  А теперь мы с вами отправляемся в замечательную страну, которая называется... Определите сами ее название, прочитав запись.  ЕИНЕТЧ ЕОНРУТАРЕТИЛ

—  Как надо прочитать? (Справа налево.)Да, страна называется «Литературное чтение».

—  Прочитайте на доске стихотворение.

Обращение писателя к читателям

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!                  С. Михалков

—  Почему автор призывает вас читать всю жизнь? Что значит набираться ума? (Высказывания детей.)

—  Прочитайте выразительно это стихотворение.

—  У вас на столах новые красочные учебники. Что нужно для того, чтобы они надолго остались в таком состоянии? (Ученики вспоминают правила обращения с книгой.)

—  Как называется наш учебник? (Литературное чтение.)

—  Почему две книги? (Учебник состоит из двух частей.)

—  Как вы думаете, почему у него две части? (Чтобы легче было носить. Иначе получился бы очень тяжелый учебник.)

—  Что нарисовано на обложке учебника и почему? (Ответы детей.)

—  А какие разделы указаны в содержании?

( «Самое великое чудо на свете», «Устное народное творчество», «Поэтическая тетрадь 1», «Великие русские писатели», «Поэтическая тетрадь 2», «Литературные сказки»)

 Знакомство с условными обозначениями в учебнике.

—  Рассмотрите условные обозначения. Какие из них вы запомнили? (Синий прямоугольник — найди слово в словарике в конце учебника. Зеленый прямоугольник — посмотри обозначение слова в рубрике «Проверь себя». Розовый прямоугольник — найди слово в толковом словаре или энциклопедии.)

—  Найдите словарик в конце учебника. На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарик расположен на с. 218—220)

—  Нравятся ли вам учебники? Чем? (Да, они новые, очень красивые и, скорее всего, интересные.)

—  Какие правила работы с книгой вы знаете и для чего они существуют? (Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги. Надо обязательно надеть обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно и т. д.)

—  Назовите авторов учебника.

IV. Физкультминутка

Каждый день по утрам делаем зарядку. (Ходьба на месте.)

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать, (Ходьба.) Руки поднимать, (Руки вверх.)

Приседать и вставать, (Приседания 4—6 раз.) Прыгать и скакать. (10 прыжков.)

V. Продолжение работы по теме урока

  1. Знакомство с содержанием учебника

-  Откройте учебник на с. 221 и просмотрите содержание.

-  Прочитайте названия разделов, которые мы будем изучать. Подумайте, о чем будут произведения, помещенные в каждом из них.

(Дети работают самостоятельно. Затем читают названия разделов, заслушивают предположения.)

-  Какой из этих разделов вам особенно близок и интересен? Почему?

А сейчас проверим, как вы научились ориентироваться в учебнике. Найдите и быстро откройте:

  • стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро»;
  • стихотворение И. Бунина «Полевые цветы»;
  • произведение Л. Толстого «Акула»;
  • произведение Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»;
  • стихотворение М. Лермонтова «Утес»;
  • сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Что ж, молодцы, справились с заданием. Только каждый раз надо помнить, как листать книгу, в ней всегда должна быть закладка.

  1. К. Ушинский «Ленивый и прилежный»

-  Прочитайте и закончите каждое предложение.

Ленивый и прилежный

«Завтра поучусь, а сегодня погуляю», — говорит....

«Завтра погуляю, а сегодня поучусь», — говорит....

К. Ушинский

—  Что хотел сказать нам автор?

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

—  Как называется учебник, который мы будем изучать на уро­ках чтения?

—  Каковы ваши впечатления от работы на уроке?

Домашнее задание

Принести книгу, прочитанную летом, которая больше всего нравится.

Знаете ли вы, что...

Самая большая в мире книга находится в Америке. Ее высота состав­ляет три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

Самая маленькая русская книга — сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 г. Книга в несколько раз меньше спичеч­ной коробки.

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев - народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.

Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

Просмотров: 563