Литературное чтение. 3 класс Введение. Знакомство с учебником
Урок 1. Введение. Знакомство с учебником
Цели: познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с системой условных обозначений, с содержанием учебника, со словарем; обобщить знания, полученные па уроках литературного чтения во 2 классе; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться в учебнике и его системе условных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание раздела.
Оборудование: выставка книг, любимых детьми данного класса; магнитная азбука (из нее составлено название учебника); у каждого учащегося: карточки с текстами и заданиями; новые учебники, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Работа с таблицами
— Прочитаем все вместе, в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)
— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией; с интонацией раздражения; восхищения; с веселой интонацией).
- Выразительное чтение
Кто чему научится
Чему первым делом
Научится кошка?— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?— Читать! В. Берестов
— Автор считает, что школьник научится читать. Но вы уже научились читать, знаете все буквы. Как вы думаете, что значит уметь читать?
— Чему мы будем учиться на уроках?
III. Работа по теме урока
Знакомство с новым учебником
— А теперь мы с вами отправляемся в замечательную страну, которая называется... Определите сами ее название, прочитав запись. ЕИНЕТЧ ЕОНРУТАРЕТИЛ
— Как надо прочитать? (Справа налево.)Да, страна называется «Литературное чтение».
— Прочитайте на доске стихотворение.
Обращение писателя к читателям
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! С. Михалков
— Почему автор призывает вас читать всю жизнь? Что значит набираться ума? (Высказывания детей.)
— Прочитайте выразительно это стихотворение.
— У вас на столах новые красочные учебники. Что нужно для того, чтобы они надолго остались в таком состоянии? (Ученики вспоминают правила обращения с книгой.)
— Как называется наш учебник? (Литературное чтение.)
— Почему две книги? (Учебник состоит из двух частей.)
— Как вы думаете, почему у него две части? (Чтобы легче было носить. Иначе получился бы очень тяжелый учебник.)
— Что нарисовано на обложке учебника и почему? (Ответы детей.)
— А какие разделы указаны в содержании?
( «Самое великое чудо на свете», «Устное народное творчество», «Поэтическая тетрадь 1», «Великие русские писатели», «Поэтическая тетрадь 2», «Литературные сказки»)
Знакомство с условными обозначениями в учебнике.
— Рассмотрите условные обозначения. Какие из них вы запомнили? (Синий прямоугольник — найди слово в словарике в конце учебника. Зеленый прямоугольник — посмотри обозначение слова в рубрике «Проверь себя». Розовый прямоугольник — найди слово в толковом словаре или энциклопедии.)
— Найдите словарик в конце учебника. На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарик расположен на с. 218—220)
— Нравятся ли вам учебники? Чем? (Да, они новые, очень красивые и, скорее всего, интересные.)
— Какие правила работы с книгой вы знаете и для чего они существуют? (Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги. Надо обязательно надеть обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно и т. д.)
— Назовите авторов учебника.
IV. Физкультминутка
Каждый день по утрам делаем зарядку. (Ходьба на месте.)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, (Ходьба.) Руки поднимать, (Руки вверх.)
Приседать и вставать, (Приседания 4—6 раз.) Прыгать и скакать. (10 прыжков.)
V. Продолжение работы по теме урока
- Знакомство с содержанием учебника
- Откройте учебник на с. 221 и просмотрите содержание.
- Прочитайте названия разделов, которые мы будем изучать. Подумайте, о чем будут произведения, помещенные в каждом из них.
(Дети работают самостоятельно. Затем читают названия разделов, заслушивают предположения.)
- Какой из этих разделов вам особенно близок и интересен? Почему?
А сейчас проверим, как вы научились ориентироваться в учебнике. Найдите и быстро откройте:
- стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро»;
- стихотворение И. Бунина «Полевые цветы»;
- произведение Л. Толстого «Акула»;
- произведение Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»;
- стихотворение М. Лермонтова «Утес»;
- сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Что ж, молодцы, справились с заданием. Только каждый раз надо помнить, как листать книгу, в ней всегда должна быть закладка.
- К. Ушинский «Ленивый и прилежный»
- Прочитайте и закончите каждое предложение.
Ленивый и прилежный
«Завтра поучусь, а сегодня погуляю», — говорит....
«Завтра погуляю, а сегодня поучусь», — говорит....
К. Ушинский
— Что хотел сказать нам автор?
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Как называется учебник, который мы будем изучать на уроках чтения?
— Каковы ваши впечатления от работы на уроке?
Домашнее задание
Принести книгу, прочитанную летом, которая больше всего нравится.
Знаете ли вы, что...
Самая большая в мире книга находится в Америке. Ее высота составляет три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
Самая маленькая русская книга — сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 г. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев - народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите 71 буква.
Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
Просмотров: 563