Важно!
Информационно-методическое письмо
ГУ «Луганский республиканский центр здоровья» ЛНР напоминаем Вам, что с 20
августа по 20 сентября проводится Месячник здоровья «Ребенок идет в школу». Целью
мероприятия является обеспечить безопасные условия для жизни и здоровья школьников
в период адаптации к школе, снизить риск возникновения заболеваний и патологических
состояний, уменьшить число случаев травматизма среди детей.
Поступление в школу – событие, которое связано для ребёнка с радостью, волнением
и трудностями. Разом меняется весь уклад его жизни – режим дня, питания, расширяется
круг обязанностей, меняется общественное положение. Период адаптации к школе иногда
оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья школьника. У некоторых
детей появляется перенапряжение нервной системы, снижается сопротивляемость к
простудным заболеваниям, нарушаются поведение, сон, аппетит, снижается
работоспособность. Появление нежелательных явлений зависит от состояния здоровья
ребёнка и от того, как он подготовлен к поступлению в школу. Во многом успех
подготовки зависит от участия в этом родителей.
Первым шагом на пути адаптации должно стать формирование положительного
отношения к школе. Для этого родителям важно соблюдать основные правила: если
ребёнок не хочет или боится идти в школу, необходимо постараться успокоить его,
рассказать ему о школе всё самое хорошее; всю подготовку к школе необходимо вести
вместе с ребёнком. Ребёнок должен быть спокоен, уверен, что у него все получится; ни в
коем случае нельзя пугать ребёнка школой.
Адаптация ребёнка к школе зависит и от среды, окружающей ребёнка дома.
Неблагоприятное влияние могут оказывать: отрицательные привычки родителей;
конфликтные ситуации в семье (необходимо стараться избегать их или выяснять
отношения не в присутствии ребёнка); погрешности в воспитании (избалованность,
вседозволенность, излишние запреты, оставление ребёнка без надзора родителей).
Школьники, соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в учебу, успешнее
обучаются, лучше засыпают, меньше устают. Очень важен и необходим в период
адаптации полноценный сон, составляющий не менее 8-9 часов в четко обозначенное
время укладывания вечером и подъема утром. Ребенку следует напоминать, что в школу
нужно идти без спешки, и проследить, чтобы в запасе у него было 10 – 15 мин. Спешка
и суета нервируют, мешают воспитанию организованности и собранности, сводят на
нет утреннюю прогулку - приятную и полезную для здоровья.
Учеба в школе и свойственная детям такого возраста большая подвижность
вызывают значительные затраты энергии. Правильно организованное питание
возмещает эти потери. Нужно строго следить за режимом питания ребенка. У младшего
школьника прием пищи должен быть каждые 3-3,5 часа. Питание должно быть
достаточным по количеству и полноценным по составу. Завтрак обязательно горячий (до
20 – 25% суточного рациона); 2-й завтрак в школе (10 – 15%). Обед из 3-х блюд: суп,
мясо или рыба с гарниром и десерт (35%.); полдник – фрукты, булочка с молоком, чаем
(15%). На ужин предпочтительно давать легкоусвояемую пищу в виде творога или
других молочных продуктов, крупяных блюд, овощей (20 – 25%).
Необходимо следить за соблюдением личной гигиены. Дети должны быть приучены
умываться утром и вечером, мыть руки перед едой, мыть ноги на ночь, чистить зубы,
заботиться о чистоте, опрятности одежды. После ужина - только тихие, спокойные
занятия, которые не возбуждают ребенка, не рекомендуются подвижные шумные игры.
Следует уделить отдельное внимание «рабочему месту» школьника. Основные
правила: уровень стола при сидении за ним ребенка должен быть на 2-3 см выше его
локтя. Разница в высоте стола от пола и высоте сидения стула - не менее 21 см и не более
27 см. Расстояние от глаз до книги должно составлять не менее 30 см, между грудной
клеткой и краем стола расстояние равняется ладони ребенка. Свет от окна или лампы
должен падать слева, мощность лампы - 40-60 ватт. Книги класть на подставку под углом
35-40 градусов. Телевизор ребенок должен смотреть при горящей в комнате лампе на
расстоянии не менее 2-3 метров от экрана и не более 2-3 передач в неделю. Длительность
пребывания у телевизора, компьютера ограничить до 40 – 45 мин. в день.
При покупке школьного ранца, важны размеры и вес ранца. Его ширина не должна
превышать ширину плеч ребенка, высота - 30 см. Все вместе с содержимым - это
максимум 15% от веса школьника, для первоклассника - 10%. Пустой ранец должен
весить не более 600 грамм.
Отдельное внимание следует уделить беседе со школьниками о профилактике
травматизма, как в школе, так и на улице.
Доброжелательное отношение, совместное проведение досуга с детьми, хорошие
семейные традиции, правильный режим дня, полноценное питание, ежедневные прогулки
на свежем воздухе – всё это даёт возможность ребёнку безболезненно перенести период
адаптации к школе.
Учитывая актуальность тематики, ГУ «ЛРЦЗ» ЛНР рекомендует:
разработать информационно-методические материалы по вопросам подготовки
ребенка к школе, профилактике развития у них различных заболеваний и патологических
состояний, созданию благоприятных условий для формирования адаптации к школьным
условиям;
выпустить тематические санитарные бюллетени, оборудовать информационные
уголки необходимой санитарно-просветительской литературой профилактического
содержания;
тиражировать и распространять среди населения санитарно-просветительскую
литературу (памятки, брошюры, буклеты, санбюллетени, плакаты) с целью
информирования о соблюдении мер направленных на сохранение и укрепление здоровья
школьников;
использовать средства массовой информации (радио, прессу, телевидение,
интернет-сеть) для широкомасштабной информационной работы.
Просмотров: 326